Противоречит ли современному обществу светскость в исламе?

861
24 января 2018 12:18

 

Эксперт Kaktakto Шерзод Абдулхасанов рассуждает о том, совместимы ли светскость и ислам.

Многих сегодня беспокоит вопрос: как оставаться современным, прогрессивным государством, при этом не утратив духовность, культуру и ментальность государствообразующего этноса? Что такое светский принцип конституционного строя и не противоречит ли это интересам развития ислама?

Расставляем приоритеты

В ответе на этот вопрос ислам четко расставляет приоритеты и уровень ответственности. Пророк Мухаммад не призывал к тому, чтобы ради власти, привилегий или богатства менять одних правителей на других. Основа — «нет в религии принуждения».

Пророк постоянно призывал изгнавших его мекканцев к миру, и в местности Худайбийя заключил договор, содержавший значительные уступки со стороны мусульман. Он не настаивал на том, чтобы мекканцы признали его Пророком, признал их право удерживать мусульман, желающих присоединиться к общине, согласился отложить хадж на следующий год, чтобы избежать кровопролития. Но в договоре были предусмотрены гарантии свободы вероисповедания и доведения религии до остальных.

Этот пример является доказательством того, что мир отвечает интересам ислама, а значит интересам самих мусульман. Приветствие «Ассаламу алейкум» означает пожелание мира. Напротив, развязывание войны, агрессии, нетерпимости, когда люди не прислушиваются к доводам разума, отвечает интересам тех, кто противится распространению ислама, стремится сохранить зависимость человека от страстей и т.д. Нельзя подвергаться этим страстям, этим ты противоречишь своей религии, идешь против Бога.

Одним словом, в исламе нет ничего, что препятствовало бы мусульманину жить в обществе, соблюдая общественный договор. Таким же образом, Конституция гарантирует право на свободу совести вероисповедания. Кроме того, ислам в понимании ханафитского мазхаба признается в качестве традиционной религии, согласно Закона Республики Казахстан «О религиозных объединениях и религиозной деятельности» от 2011 г.

Светскость во благо

Мы за время независимости выработали правила: равного отношения к человеку независимо от его вероисповедания, исключая те случаи, когда следование религии создает прямую угрозу жизни и здоровью человека, посягает на устои общества.

Такой принцип государственной политики по отношению к вероисповеданию называется светским. Зачастую светским ошибочно называют общество, необоснованно отождествляя светскость как принцип государственной политики и секуляризм/атеизм, как существующее в обществе отношение к религии, иногда доминирующее. Хотя президент Казахстана Нурсултан Назарбаев четко сказал, что «светское — не значит атеистическое».

Светскость — это принцип государственной политики, заключающийся в равном отношении к человеку или группе независимо от его вероисповедания. Мусульмане не нуждаются в привилегиях, они за равное отношение. То есть за соблюдение светского, равноудаленного отношения, когда человека оценивают не по его религии, а по реальным поступкам. Ислам это — ответственность, а не привилегия. Но очень часто либо по невежеству, либо злонамеренно, непросвещенные люди стремятся необоснованно отождествить атеизм и секуляризм со светскостью, выставляя себя как бы в нейтральном положении по отношению к религии, хотя это не так. Это не нейтралитет, а отрицание роли и значения религии в жизни общества. Поэтому светское означает равное, а не равнодушное отношение к религии.

Принцип управления государством, основанный на светских началах, является уникальной и единственной моделью управления в многоконфессиональном и полиэтничным государстве, каким сегодня является Казахстан.

Мировой опыт

Светскость не означает отказ от религии. К примеру, США — светское государство, а чиновники, военные, свидетели в суде клянутся на Библии, говорят избирателям: «God bless You». В Великобритании глава государства — королева — является также главой Англиканской протестантской церкви. В Германии церковный налог собирает государственная налоговая служба. Светскость не есть изгнание религии на задворки общественной жизни.

Некоторые мусульмане и немусульмане могут возразить, разделяя ошибочное мнение, что ислам и светскость абсолютно несовместимы. Более того, некоторые последователи крайних идей считают, что принципы светскости и ислам — противоречат друг другу, а по определенным вопросам даже враждебны.

Хотя, напротив, исламская догматика позволяет не только гармонировать с идеей светскости, но и допускает возможность становления ее неотъемлемой составной частью, основой духовного развития. Например, в Коране сказано:

— «Но среди них есть такие, которые говорят: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне» (Коран, сура «Корова», аят 201).

Не разделяя на конфессии

Мусульманин должен понимать, что в «Судный день» его вначале ждет спрос за то, как он заботился о своих родных и близких, тогда как ответственность за далеких единоверцах возложена далеко не на всех мусульман.  Надо проявить терпение и заниматься воспитанием сердец на своем уровне ответственности — личном, в семье, в коллективе. В масштабе публичной власти и общественного правопорядка государственным органам необходимо помогать: «Знание прежде слов и дел».

Известный исследователь Карен Армстронг пишет, что «Мухаммад шел, чтобы предупредить людей Мекки и ее окрестностей и свое собственное племя, курайшитов, что если они, объединившись, не начнут создавать более справедливое и достойное общество, восстановив старые племенные ценности: уход за бедными, сиротами, вдовами, угнетенными, то произойдет страшная катастрофа. Он принес людям нравственное, моральное, этическое и социальное послание: мы все равны перед Богом, и мы должны относиться друг другу хорошо, с состраданием, сочувствием и справедливостью».

Донесение важности единения мусульман с современным обществом может быть основано на хадисе, переданном ат-Табарани: «Самые лучшие из людей — это самые полезные для людей». Важно отметить, что в отличие от других хадисов, призывающих к поддержке и взаимопомощи между «братьями», то есть мусульманами, в этом хадисе говорится о людях вообще, без различия в религии, этнической принадлежности, расы, социальной группы. Соответственно, полезность людям — важная Сунна, достижимая только путем вовлечения в социальную, общественную, экономическую и другие сферы жизни в обществе проживания мусульман.

Была ли Вам полезна статья?
2
1
Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте на эту же тему
Олигархи, любовница и вор в законе. Самые влиятельные в Центральной Азии
В Казахстане требуют признать Голодомор геноцидом казахов
«Дело алматинских врачей». Спираль лжи остановлена
Знаменитые казахстанцы, репрессированные в 1937-1938 годах
Последние публикации
Грецкие орехи родом из Кыргызстана. Правда или миф?
4 комментария
Самые громкие свадьбы Центральной Азии — 2018
Как казахи и уйгуры в Китае работают на заводах в качестве политического перевоспитания
Что такое казахский жуз и какие племена туда входят?